-Метки

Красавица акварель ангелы антиквариат архитектура афоризмы близко видео винтаж графика гумилев декаданс дети душа женский образ женщина живопись звери зима из книг иконы иллюстратор иллюстрации интересное в сети интересности история история вещей история красоты история слов камни картина дня картины кино китай книги королева костюм кошки красота куклы кумиры легенда легенды литература личность любовь мифология мифы мода москва музыка напитки народные промыслы натюрморт новый год обычаи отношения ошо память пейзаж позитив портрет праздник приметы природа притча притчи психология религия ретро ретроперсона ретрофото рождество романтика серебряный век символика символы сказка сказки сладости стиль стихи танец тест украшения философия фото фотограф фотографии фраза дня художник цвет цветаева цветочное цветы цитаты эго этикет юмор япония

 -Цитатник

Рортбукет/Рorte-bouquet - (19)

Рортбукет/Рorte-bouquet На балу времен даме требовался один необычный предмет – портбукет, то есть ...

Олени Санты - (2)

Олени Санты Включите музыку друзья! Считается, что Санта-Клаус передви...

Фотограф Анатолий Бедей/В греческом зале...:) - (12)

Фотограф Анатолий Бедей/В греческом зале...:) Фотографии Анатолий Бедей В греческом зале, в гре...

Иллюстрации от Pat and Robin DeWitt - (11)

Иллюстрации от Pat and Robin DeWitt Иллюстрации от Pat and Robin DeWitt [more=>>>>>>>] ...

Никола вешний/С Праздником! - (17)

Никола вешний/С Праздником! Святитель Николай Николай Угодник; Николай Чудотворец (ок. 270 — ок. 34...

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 
Получать сообщения дневника на почту.

 -Стена

Квантовый_миг Квантовый_миг написал 05.11.2008 20:38:11:
Я не только дедушка уже 26 лет, но о прадедушка ( читайте окончание)...
LoraLarex LoraLarex написал 28.09.2008 11:28:26:
я вот напишу тебе - Хорошего тебе настроения! :) и думаю, что оно у тебя прибавиться!

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Рубрики

 -Настольные игры онлайн

Место
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
Очки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -Радио Ли.Ру

 -Интересы

 -Постоянные читатели

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 60) ХоЧуНиМаГУ Сообщество_Творческих_Людей Неизвестная_Планета For_the_diary ПОИСК_ПРАВДЫ БагЛи Ретушь_фото СимПы_и_ПЧелки про_искусство В_К_У_С_Н_Я_Т_И_Н_А Эпоха_масок Простые_рисунки АРТ_АРТель Вопросы_модератору Парижское_кафе Читальный_зал Дом_Кукол Нефильтрованная_красота ФотоКрасота Архитектура_и_интерьер О_детях Pinacoteca леди_САМО_СОВЕРШЕНСТВО Арт_Калейдоскоп Милые_зверушки В_мире_Интересного Трокси Клуб_Художников-профессионалов нет_НАТО Женское_общество_фей Ветеринарный_кабинет СХЕМЫ_АВАТАРЫ_ФОНЫ _СТРАНА_ЧУДЕС_ Кошколюбам ЛиРу СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК Уголок_психолога Художники_ЛиРу Аниме_галерея СоЮЗ_ХУДОЖНИКОВ afisha_ru Art_to_live community_promo Fantasy_Art FashionGuide Только_для_женщин Geo_club Georgia_always_on_my_mind MY_HIT Holy_Art hord JAM_Music_Journal Japanese_Existence JMusic My_Xtina Группа_РАНЕТКИ-Сообщество shop-lens VneVizm WordsPicture zdravy
Читатель сообществ (Всего в списке: 20) BestMusic design_club Планета_Ночь Quotation_collection АРТ_АРТель Мировой_инет Pinacoteca СХЕМЫ_АВАТАРЫ_ФОНЫ Animatologiya AnimeBoom Art_to_live АртБазар MY_HIT latina-salsa Live__ART Триплет_Душ Vogue_In_Your_Life Wandelhalle WordsPicture This_is_Erotic

Художник Сергей Смирнов/Обряд кликанья мороза

Пятница, 30 Декабря 2011 г. 06:48 + в цитатник
Художник Смирнов Сергей Иванович/Обряд кликанья мороза
68000520_822739p8hmo4j9e5 (510x30, 6Kb)
Кликанье мороза - обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей, приуроченное к некоторым переломным моментам в году, прежде всего к святочному периоду.
Обряд кликанья мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при котором произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме либо по возрасту - мужчина или женщина, либо по статусу - хозяин или хозяйка.
В рамках суток кликанье производилось в полночь , утром или днем.
Пища, которой угощали мороз, являлась обязательным блюдом соответствующих праздничных трапез.
artlib_gallery-51416-b (700x624, 174Kb)
У русских наиболее распространено было кормление мороза овсяным киселем; но в западно-русских местностях мороз зазывали, как и у белорусов, на кутью. В качестве угощения могли использовать и блины. Овсяные блины, наряду с кутьей, непременно готовили к Крещенью и звали Деда-Мороза
В начале ХХ в. в некоторых местах мороз закликали уже не с обрядовой пищей (кутья, кисель, блины), а с тем, что было на праздничном столе: похлебка или щи.
Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании - то выносили остатки обрядового блюда
68000520_822739p8hmo4j9e5 (510x30, 6Kb)

Все эти пространственные ориентиры в мифопоэтических представлениях отмечены знаком границы между "своим" и "чужим" мирами (окно, порог, крыльцо), являются "каналами" связи между "мирами" (печная труба) или местами, где могут появляться в определенное время разнообразные представители "иного" мира, в данной обрядовой ситуации - мороз (подпол - нежилая часть дома; огород, улица - "чужое" пространство за пределами "своего" - дома).
Смысл обряда кликанья мороза в значительной мере проясняет его словесное оформление.
artlib_gallery-212612-b (700x525, 153Kb)
Обязательным элементом приговорных формул является приглашение придти "сейчас", т.е. когда совершается обряд, и поесть киселя или кутьи. Далее в приговоре обычно следует просьба не приходить в другое время - летом, ранней весной, - чтобы не морозить овес и рожь, не съедать огурцы, не убивать росу, не морозить "курчат" (цыплят), поросят, ребят, и далее следует отсылка бить (колотить, молотить, веять) дуб, клен, бабий лен (коноплю, посконь), быльник, крапивник, "папорот" и нечистую траву.
artlib_gallery-31713-b (509x679, 125Kb)
Просьба не приходить летом в некоторых случаях реализуется в алогичном на первый взгляд мотиве пожелания, чтобы мороз оберегал посевы. Однако, по всей видимости, забота мороза как раз и состоит в том, чтобы отсутствовать, что должно обеспечить предотвращение градобития и загнивания хлеба как последствий возможного прихода мороза в неурочное время.

В связи с этим в приговорных текстах иногда содержится отсылка мороза лежать под гнилой колодой, что в мифопоэтических представлениях означает 'находиться за пределами "этого" мира', т.е. 'не быть'. В некоторых приговорах звучит мотив угрозы морозу: "Цепом голову проломлю, метлой очи высеку!".
artlib_gallery-281596-b (700x686, 125Kb)
Обряд кликанья мороза стоит в ряду аграрных ритуалов, имеющих целью воздействовать на силы, от которых зависит благополучие прежде всего посевов, в данном случае - воздействие на природную стихию - мороз.

Но поскольку хозяйственная деятельность крестьянина не ограничивалась лишь основным занятием - земледелием, -в приговорах появляется и мотив общего благополучия в хозяйстве (чтобы не поморозились не только овес и рожь, но и "курчата", и поросята, и дети).
artlib_gallery-128-b (700x369, 119Kb)
Близок по форме и значению к кликанью мороза обряд, приуроченный к срокам встречи весны, когда для крестьянина непосредственно актуализировались подготовка к посевным работам и забота о будущем урожае.
В "сороки" - 9/22 марта - в Новгородской губ. хозяйки пекли 40 "орехов" - шариков из ржаной и овсяной муки, и, начиная с этого дня, бросали ежедневно по одному ореху на улицу, призывая мороз: "Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся по добру, по здорову…".
Это сорокадневное кормление мороза связывалось с народной приметой о том, что после 9 марта бывает еще 40 ночных заморозков.
artlib_gallery-31715-b (700x555, 144Kb)
Существовал обряд кликанья зверей: дети с киселем приходили в овин, садились на солому и звали: "Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!" Один из парней, одетый в вывороченную шубу и изображавший зверя, пугал ребятишек, и затем они здесь же, в овине, съедали кисель.

У русских обряд кликанья зверей единичен, но он имел распространение, например, в святочной обрядности карпатских гуцул. О "вырождении" и трансформации обряда кликанья зверей у русских свидетельствует и то, что его исполнителями являются дети, а не взрослые и старшие в семье, как это случилось и с обрядом кликания весны.
artlib_gallery-282785-b (700x416, 120Kb)
Обряд кликанья мороза, как и другие славянские обряды угощения ритуальной пищей животных, птиц, природных явлений, мифологических персонажей и близок к обычаю приглашения умерших родственников на совместную с живыми трапезу. Этот обычай был широко распространен у многих славян и приурочивался как к особым поминальным дням, так и ко многим календарным праздникам, например, зимние Святки.

Обрядовые детали, сопутствующие обычаю приглашения "мороза", выдают черты ритуала "кормления душ"" : использование для кормления мороза кутьи как поминального блюда , одновременное зазывание мороза и мертвых в Святки, выкладывание первой ложки обрядового блюда и др.

Очевидна типологическая близость отмеченных ритуалов: и на уровне структуры, и на уровне значения. Однако эта близость базируется, по всей видимости, не на существовании праобряда, персонажами которого являлись исключительно умершие родственники, а на некоторой общности адресатов кормления для человека-земледельца: на уровне мифологического сознания все они, так или иначе, противостоят человеку как иноприродные ему.
artlib_gallery-133-b (700x511, 137Kb)
Даже в разного рода, казалось бы, противопоставлениях: человек - природная стихия (мороз, туча), человек - животное (звери, птицы), живой - неживой (предки), человек - нечистая сила (домовой, черт), просто человек - человек, обладающий магической силой (колдун, ведьма), человек - высшие силы (Бог, св. Миколай) и т.д. - вторые члены оппозиций сближаются за счет своего отличия от признаков, присущих человеку и определяющих его место в структуре мира.

В зависимости от климатических условий для разных групп славян характерно было кормление и различных природных стихий или явлений: мороза - у восточных славян, градовой тучи - у западных славян. Обряд кликанья мороза приурочивался к началу года как к значимому моменту, определяющему будущее, и в то же время к срокам безраздельного господства холодов , а также к моментам, отмеченным в народном сознании как рубежи времен года, зимы и весны, - "Сороки", Чистый четверг, Пасха, - когда наступает пора убывания холодов.
artlib_gallery-134-b (700x662, 164Kb)
Обрядовые представления о морозе, сохранившиеся в ритуале его кормления, легли в основу мифологического образа Мороза. В мифопоэтических текстах восточных славян природная стихия персонифицируется в образе старика низенького роста, с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы.

Народные поверья о морозе у русских нашли отражение в различных жанрах фольклора: пословицах, поговорках, сказках. В последних мороз выступает в функции помощника (Студенец, Трескунец) и дарителя при правильном поведении сказочного героя (Морозко).
artlib_gallery-2614-b (700x347, 98Kb)
Помимо наиболее известных обработок традиционных представлений о морозе в творчестве Н.А. Некрасова и А.Н. Островского, этот образ встречается в стихотворениях Д.Н. Садовникова, Г. Галиной, С.М. Городецкого, М.П. Клоковой, С. Северного, С. Есенина и других, по большей части как образ природной стихии с элементами персонифицированности.

В конце ХIХ - начале ХХ в. в городской среде под влиянием западноевропейских рождественских обычаев у русских возник образ Деда Мороза как сезонного (рождественского) мифологического персонажа. Позднее в связи с сужением времени празднования перехода от старого года к новому - от двухнедельного святочного периода до одной ночи с 31 декабря на 1 января - Дед Мороз превратился в символ праздника Нового года, каковым остается и по сию пору.
artlib_gallery-11602-b (700x466, 164Kb)
Современный Дед Мороз, культурный возраст которого исчисляется примерно вековым отрезком времени, в новогодний период фигурирует в трех вариантах: изображение Деда Мороза (открытки, куклы-фигурки), ряженый персонаж новогодних представлений и обходов домов, мифологическое существо в детском сознании.

Формирование внешнего облика Деда Мороза связано, с одной стороны, с народными (обрядовыми, фольклорными) источниками о обработками их в русской литературе; с другой, - с историей развития почтовой открытки и елочной игрушки. Первые рождественские и новогодние открытки появились в России в начале ХХ в; они печатались в основном в Германии, реже - в Швеции, но по заказу России.

Появление кукольной фигурки Деда Мороза также связано с западноевропейским производством. Это, по всей видимости, обусловило сходство изображения открыточного и кукольного Деда Мороза с образом европейского Санта Клауса. Первое упоминание об этой фигурке, еще без называния имени Деда Мороза, в русской литературе встречается в 1906 г. в стихотворении А. Блока "Рождество".
artlib_gallery-2619-b (700x505, 150Kb)
Персонифицированный образ Деда Мороза, отмеченный всеми, или почти всеми характеристиками, которые присущи ему в современном детском понимании или поддерживаются "игрой" взрослых (номинация, возраст - старый или древний; локализация - лес, север; время его встречи с людьми; статус хозяина этого времени, погоды, леса и лесных зверей; характер - и строгий, и добрый; функция дарителя и т.д.), появляется уже в стихотворениях "Елочьи гости" М.А. Пожаровой 1912 года и "Колыбельная" А.В. Ширяевца 1923 года.
artlib_gallery-2617-b (700x543, 127Kb)
Ряд разноаспектных мотивов функционирования Деда Мороза в современной новогодней обрядности типологически близок мотивам, развитым в традиционной культуре. В новогодних спектаклях Дед Мороз предстает судьей между добрыми и злыми силами, помощником положительных персонажей; он же наказывает и изгоняет злых персонажей, либо прощает их как раскаявшихся; наконец, он одаривает всех детей.

В акции обхода ряженых Дедом Морозом, Снегурочкой, некоторыми животными или мифологическими персонажами домов, где есть дети, обращает на себя внимание непременное угощение обходчиков. В некоторых семьях в наше время поддерживается архаичная версия невидимости для людей Деда Мороза: детям, желающим увидеть дарителя, кладущего подарки под елку, внушается, что это невозможно, так как он появляется лишь тогда, когда никого нет в комнате или когда все спят
68000520_822739p8hmo4j9e5 (510x30, 6Kb)
История
Народные приметы
Обычаи
Обряды
Мифология
Мифы
Зима
Рубрики:  История красоты
История слов
Мифология
Художник,фотограф
Из книг
Афоризмы,цитаты
Религия
Сладости,напитки
Праздник
Этикет
Символы,геральдика
История вещей
Метки:  

Процитировано 19 раз
Понравилось: 8 пользователям

Sergey1958   обратиться по имени Пятница, 30 Декабря 2011 г. 07:06 (ссылка)
Не тем видно мы кликаем мороз... +3 на улице... Пойду пальму наряжать.)))

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 30 Декабря 2011 г. 09:48ссылка
) Действительно,погода шутит).
VovanLX   обратиться по имени Пятница, 30 Декабря 2011 г. 10:12 (ссылка)
М, спасибо! Хороший пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 30 Декабря 2011 г. 10:24ссылка
Пожалуйста!
Madam_Irene   обратиться по имени Пятница, 30 Декабря 2011 г. 13:50 (ссылка)
Себе что-ли попробовать мороза накликать?! У нас + 10

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 30 Декабря 2011 г. 21:36ссылка
У нас тоже не мороз совсем,к сожалению.
Очевидно,надо применить обряд)
Tatjanuschka   обратиться по имени Суббота, 31 Декабря 2011 г. 03:01 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
166 0 0% --> обратиться по имени Понедельник, 16 Января 2012 г. 13:51 (ссылка)
Спасибо! Даже не знала, про такой обряд! Очень интересно!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Galche   обратиться по имени Воскресенье, 22 Января 2012 г. 18:35 (ссылка)
-KRASOTA-, спасибо,очень интересно,сейчас о многом узнала.
Ответить С цитатой В цитатник
сергей_светлый   обратиться по имени Понедельник, 05 Марта 2012 г. 14:10 (ссылка)
КАКОЙ ПОСТ!!!

Ой, ты зимушка зима
Ой, ты зимушка зима.
Раскрывай свои перины.

Накрывай собой леса.
Зазывай на именины.

Рассыпая серебро.
Не жалеешь ты добра.

Беса дерни за ребро.
Ой, ты зимушка зима.

Эй, народное гулянье,
Веселись, честна толпа.

Вин, и яства излиянье.
Хороводов кутерьма.

Гей вы сани, наши сани.
Коляда, и Рождество.

Жарко топленые бани.
И в купели божество.

Ой, ты зимушка зима.
Водка льется, жгучим перцем.

Не замерзнет с жару сердце.
Раскрывай кА закрома.

Веселись моя страна.
Отпуская дух на волю.

Дорогая сторона.
Позабудь на время долю.

СКРОМНЫЙ МОЙ СТИШОК.
Ответить С цитатой В цитатник
Fgeddy   обратиться по имени Среда, 28 Марта 2012 г. 09:45 (ссылка)
Серия картин "Зима в провинции".
Ответить С цитатой В цитатник

Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку