О чем думаете?

 -Цитатник

Рортбукет/Рorte-bouquet - (18)

Рортбукет/Рorte-bouquet На балу времен даме требовался один необычный предмет – портбукет, то есть ...

Олени Санты - (2)

Олени Санты Включите музыку друзья! Считается, что Санта-Клаус передви...

Фотограф Анатолий Бедей/В греческом зале...:) - (12)

Фотограф Анатолий Бедей/В греческом зале...:) Фотографии Анатолий Бедей В греческом зале, в гре...

Иллюстрации от Pat and Robin DeWitt - (11)

Иллюстрации от Pat and Robin DeWitt Иллюстрации от Pat and Robin DeWitt [more=>>>>>>>] ...

Никола вешний/С Праздником! - (17)

Никола вешний/С Праздником! Святитель Николай Николай Угодник; Николай Чудотворец (ок. 270 — ок. 34...

 -Метки

Красавица акварель ангелы антиквариат архитектура афоризмы близко видео винтаж графика гумилев декаданс дети душа женский образ женщина живопись звери зима из книг иконы иллюстратор иллюстрации интересное в сети интересности история история вещей история красоты история слов камни картина дня картины кино китай книги королева костюм кошки красота куклы кумиры легенда легенды литература личность любовь мифология мифы мода москва музыка напитки народные промыслы натюрморт новый год обычаи отношения ошо память пейзаж позитив портрет праздник приметы природа притча притчи религия ретро ретроперсона ретрофото рождество романтика серебряный век символика символы сказка сказки сладости стиль стихи танец театр тест украшения философия фото фотограф фотографии фраза дня художник цвет цветаева цветочное цветы цитаты эго этикет юмор япония

 -Подписка по e-mail

 
Получать сообщения дневника на почту.

 -Стена

Квантовый_миг Квантовый_миг написал 05.11.2008 20:38:11:
Я не только дедушка уже 26 лет, но о прадедушка ( читайте окончание)...
LoraLarex LoraLarex написал 28.09.2008 11:28:26:
я вот напишу тебе - Хорошего тебе настроения! :) и думаю, что оно у тебя прибавиться!

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Настольные игры онлайн

Место
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
Очки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 62) ХоЧуНиМаГУ Сообщество_Творческих_Людей Неизвестная_Планета For_the_diary ПОИСК_ПРАВДЫ БагЛи Ретушь_фото СимПы_и_ПЧелки про_искусство В_К_У_С_Н_Я_Т_И_Н_А Эпоха_масок Простые_рисунки АРТ_АРТель Вопросы_модератору Парижское_кафе Читальный_зал Дом_Кукол Нефильтрованная_красота ФотоКрасота Архитектура_и_интерьер О_детях Pinacoteca леди_САМО_СОВЕРШЕНСТВО Арт_Калейдоскоп Милые_зверушки В_мире_Интересного Трокси Клуб_Художников-профессионалов нет_НАТО Женское_общество_фей Ветеринарный_кабинет СХЕМЫ_АВАТАРЫ_ФОНЫ _СТРАНА_ЧУДЕС_ Кошколюбам ЛиРу СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК Уголок_психолога Художники_ЛиРу Аниме_галерея СоЮЗ_ХУДОЖНИКОВ afisha_ru Art_to_live community_promo Fantasy_Art Fantasy_it_is_life FashionGuide Только_для_женщин Geo_club Georgia_always_on_my_mind MY_HIT Holy_Art hord Ресторанъ JAM_Music_Journal Japanese_Existence JMusic My_Xtina Группа_РАНЕТКИ-Сообщество shop-lens VneVizm WordsPicture zdravy
Читатель сообществ (Всего в списке: 20) BestMusic design_club Планета_Ночь Quotation_collection АРТ_АРТель Мировой_инет Pinacoteca Мода_и_стиль_с_Сусловым СХЕМЫ_АВАТАРЫ_ФОНЫ Animatologiya AnimeBoom Art_to_live АртБазар MY_HIT latina-salsa Live__ART Vogue_In_Your_Life Wandelhalle WordsPicture This_is_Erotic

Хлебный Спас /Народные обычаи

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 14:35 + в цитатник
Третий Спас (Малый Спас, Нерукотворный образ, "Спас на полотне", Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый, Третий Калинник , Бороздень, Брязже- народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу - Спасителю (Спасу), который отмечается 16/29 августа. Установлен церковью в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
Художник Григорий Мясоедов.Страдная пора (Косцы), 1887
 (700x458, 126Kb)
В народе Третий Спас, кроме названия "Спас на полотне", носил наименование "Спас на холсте", либо "Холщовый Спас", так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами.
Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского уезда. Говорили: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки едят; Третий Спас - на зеленых горах холсты продают".

В другом варианте звучало: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки светят; Третий Спас - именинный сноп встречают", так как к Третьему Спасу в некоторых местах, вместо дня Успения Богородицы, приурочивались дожинки и обряды, связанные с последним именинным снопом, поэтому и называли Третий Спас - "Хлебным". Говорили: "Третий Спас - хлеба припас"; "Хорошо коли Спас на полотне - хлебушко на гумне"; "Хорош Третий Спас - зимой будет квас".

В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", т.е. сеяли озимую рожь.
После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей.
Художник Василий Поленов. Золотая осень, 1893
 (699x427, 126Kb)
Называли Третий Спас и ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. В назначенный день в лесу расстилали ковер и "веретья", от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.

На Третий Спас происходил последний отлет ласточек и журавлей: "Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает"; "Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже".
В городах с этого дня начинались "великоденские" гулянья.

Дожинки (дожин, дожни, пожинки, пожиналки, выжинки, обжинки, обжатки, оспожинки, спожинки, вспожинки, Спожиница, Спожин, Госпожинки, Госпожки, Успенщина) - последний день жатвы (чаще всего, дожинки приурочивались к Успению Богородицы или к Третьему Спасу, в который совершались ритуально-магические действия, знаменующие собой завершение уборки урожая. Таким же образом называлась праздничная трапеза в честь этого события.
Художник Исаак Левитан.Золотая осень, 1895
 (699x482, 153Kb)
Дожиночные (жатвенные) обряды исполнялись как после окончания озимой, так и яровой, жатв, иногда при уборке других растений (например, льна). Основные элементы дожиночного обряда были широко распространены у всех восточных славян и заключались в следующем.

При завершении жатвы небольшую горсть колосьев оставляли на поле несжатой. Этот пучок, носивший название "борода", "коза", "козулька", либо "косица", "завивали", "заламывали" или связывали различными способами.

В самом древнем и распространенном варианте стебли растений надламывали и сгибали дугой таким образом, чтобы колосья соприкасались с землей . Иногда пучок прижимали к земле камнями. В некоторых случаях закапывали концы колосьев в землю, иногда вместе с куском хлеба . Сгибание колосьев до земли могло сочетаться с закручиванием в жгут. "Завивать бороду" и означало скручивать жгутом, сгибать, придавать круглую форму. В последнем случае делать венок, не срезая растения. Известно завивание бороды в одно или несколько колец.
Художник Константин Алексеевич Васильев Жница. 1966
 (492x699, 134Kb)
Кроме жгутообразных изготавливали "бороды" в виде "косы" ("косицы"). "Богородице косица - для урожая на будущий год" . Борода - коса (красота) представлялась женским символом и связывалась с мотивом свадебного обряда.

В более поздних вариантах обряда несжатый пучок стеблей связывали узлом (реже - тремя узлами), перевязывали наверху, около колосьев, стеблями, травой, поясом, красной ниткой или лентой.
Несжатые стебли образовывали круг, стебли из середины которого сжинали для ритуального последнего снопа . Несжатые стебли круглой "бороды", связанные наверху, представляли собой беседку. Нередко "борода" украшалась цветами ; в севернорусских районах для украшения "бороды" использовались старые шапки и лапти. Иногда колосья поверх узла срезались и клались в последний сноп.

"Завитая борода" могла накрываться сверху особым снопиком, имевшим названия: "куколка", "клобучок", "шапка". Сноп изготовлялся из того же жита, что и "борода", и одевался на нее колосьями вниз . Подобный вариант "бороды" сложился под влиянием развитого в этих местах ритуала "дожиночного снопа".

Кроме того, "бороду" могли обкладывать соломой или колосьями , что представляло собой настил, носивший название "гумешко", "гумно" или ограду, забор, называвшихся "двор" . Иногда настил воспринимался в значении постели Илье или Христу, тогда срезанные пучки колосьев раскладывались четырехугольником, ориентированным по сторонам света. "Кто говорит Христу на бородку, а кто говорит Христу на постельку. Устанет, ходя-то, он, батюшко, може и прилечь захочет, може, и на моей соломке приляжет". Делали настил и в виде круга - "кружка", раскладывая колосья по солнцу , реже изготовляли настилы из цветов .
Художник Илья Остроухов. Осенний пейзаж
 (699x376, 147Kb)
В северо-восточных губерниях, окончив полевые работы, на последней полосе ставили вертикально крест, свитый из ржи, овса, ячменя, и обкладывали жгутиками из тех же стеблей , что получило название бороды - "часовни".

Ритуальное "завивание бороды" выполняла старшая из жниц, либо женщина, пользующаяся всеобщим уважением. Происходило это магическое действие в торжественной обстановке с соблюдением определенных правил.
Так, "волотки" (стебли) "завивали" по солнцу; до "бороды" не разрешалось дотрагиваться руками, поэтому ее "заламывали", обернув руку рукавом рубахи или передником. Прикрытая рука служила символом богатства и изобилия, а голая - бедности; а кроме того, чтобы сила зерна не исчезла от прикосновения, а осталась в самих колосьях.

Помимо ритуального изготовления "бороды" дожиночный обряд включал в себя прополку "бороды", вскапывание земли между колосьями и засев зерном,
, хождение вокруг "бороды" , полив бороды водой, обливание парнями у околицы деревни возвращавшихся с дожинок жниц, мытье ими рук; кувыркание (катание) по земле, стерне или "завитым" колосьям.

Сюда же включались разнообразные действия с серпами. Их могли разложить вокруг "бороды" т.е. магически заключить "бороду" в круг; полить водой. Если серп не резал рук во время жатвы - его "награждали". Награждение серпа заключалось в том, что его "женили".

Обычай "женитьбы серпа" совершался по-разному. Серп, начиная от рукояти, обматывали колосьями ржи или пшеницы так, чтобы они, примыкая к острию серпа, как бы с него стекали. После этого серпом несколько раз покалывали землю. В другом варианте в последнюю сжатую гость заматывали либо все серпы, участвующие в жатве, или серп самой старшей жницы, которая его и заматывала. Когда обмотанный в колосья серп оказывался вплотную прижат к земле, жница выдергивала колосья с корнями, подымала высоко над головой и говорила: "Родись, и водись, на тот год не переводись!" или "уродись на тот год вот такой".
Художник Исаак Левитан. Осень. Туман, 1898
 (699x560, 103Kb)
Кроме этого, у "завитой бороды" совершались гадания. Так, старшая из жниц садилась на землю лицом к "бороде", собирала серпы у всех женщин, брала их за рукояти и бросала через голову. При этом каждая женщина загадывала - доживет ли она и ее родные до следующей жатвы. Серп, воткнувшийся концом в землю по направлению к церкви, предвещал смерть; серп, упавший дальше всех от "бороды", говорил о долгой жизни . Могли гадать и по зернам нового урожая. Говорили: "К этому хозяину приходили бы купить и займовать! Кто зернышко съест, если девушка - замуж идти; если парень - женится; если женщина - дитя родить; если корова - телушку родить; если овечка - двойничков принести!".

Отдельным ритуалом можно считать приготовление символического угощения. На положенный внутри колосьев "бороды" камень, изображающий стол, покрытый куском полотна - "скатерью", либо просто на расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногда хлеб привязывали к "бороде".

Завершался комплекс дожиночных обрядов праздничной трапезой в доме хозяина жатвы. Иногда это сопровождалось внесением в дом последнего снопа и подношением хозяину венка, сплетенного из колосьев. Основными обрядовыми блюдами на дожинках были: "саламат" - густая каша из овсяной муки с салом и маслом, которая по народным представлениям, содействовала плодородию хлебов будущего года; "дежень" - толокно, замешенное на кислом молоке или воде ; пироги с кашей, яичница , блины, пиво, вино и мед .
Художник Николай Дубовской. Жатва, 1906
 (699x563, 156Kb)
В заговорах и приговорах, направленных на получение в будущем году хорошего урожая, говорилось: "Вот тебе, Илья, борода! На лето уроди нам ржи да овса!" или "Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба грода (много)!" ; "Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье" ; "Флор да Лавр, приходите коня кормить" ; "Егорий приходи, коня приводи, и наших коней корми и овечку корми, и коровку корми!".

Основной ритуальный предмет дожиночных обрядов - "борода" осознавался как "маленький снопик" или "концы соломы с колосьями"; индоевропейский корень этого слова означал понятие "растительности".
Известно название "бороды" наименованием "коза" или "козулька". Говорили: "обжинать козу" .

В русском языке словом "коза" обозначалась любая часть полосы, приходившаяся на долю одного жнеца. Приписывалась "борода" Богу (богова, божья борода), Христу (Христова бородка), Спасу (для Спасителя борода), Богородице (Богородице косица, Покрову Пресвятая Богородица борода ; разным святым: Илье-пророку , св. Николаю (Николина бородка) , св. Власию (Волосу/Велесу) , свв. Флору и Лавру, Козьме и Дамиану ), св. Елене (Елене на косу), Егорию Победоносцу и осмыслялась как жертва им. В некоторых толкованиях "борода" посвящалась полевому хозяину или духам поля (полуднице, полевику).
Художник Федор Васильев. Деревня, 1869
 (699x547, 138Kb)
Обряд "завивания бороды" напоминал ритуальное завивание берез. Изготовление из "бороды" венка сохраняло находящуюся там плодородящую силу зерна, а пригибание колосьев к земле, их закапывание, сев семян из "бороды" служили возвращению земле тех сил, которые из нее ушли в зерновые колосья. Зарывание в землю хлеба с солью виделось дополнительным кормлением земли для прибавления ей сил при выращивании будущего урожая. В оставлении хлеба на камне или ткани внутри колосьев "бороды" заметна подготовка к трапезе, жертвоприношению.

Другие элементы дожиночного обряда также имели магический характер. Прополка "бороды" и мытье жницами рук после жатвы помогали обеспечить "чистоту" посевов будущего года; полив водой "бороды" и обливание жниц предотвращали засуху. Магическими свойствами обладали и предметы, связанные с ритуальной "бородой". Так, камень, найденный под колосьями "бороды" использовался для лечения зубной боли

Весь комплекс дожиночных обрядов был направлен на сохранение растительной силы снятого урожая на поле, что обеспечивало непрерывность урожаев, соединение уже выращенного с урожаем будущего года, т.е. на обеспечение плодородящей силы земли.
Художник Станислав Жуковский.Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода), 1912
 (699x571, 218Kb)
Дожиночный сноп (последний сноп, пожинальник, обжинок, именинник, мирской сноп, кумушка, соломатник, Солоха, Овсей, спорынья, борода, Иванушка, Христова рубашка, барин) - ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, определенным образом украшенных.

Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы. Для него на поле или на меже (московск.) оставляли участок несжатых колосьев, который сжинался в последнюю очередь.

Это обычно делала хозяйка поля (Белозерье) или девушка; пожилые женщины в данном обрядовом действии участвовать не могли.
Художник Абрам Архипов. Девушка с кувшином, 1927
 (662x699, 168Kb)
При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп - "молчанушка", "молчальный"), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил (духов, демонических существ), в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия с дожиночным снопом, так как в оставшихся на поле колосьях, по народным представлениям, обитал "дух нивы"
Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина

Колосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. Так, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли .
В "гузок" (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос; иногда последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг.
Художник Илья Остроухов. Золотая осень
 (699x514, 194Kb)
Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. Такой сноп назывался "христовой рубашкой" и делался для обеспечения полного достатка в доме (московск.; обычай соблюдался до конца 20-х - начала 30-х гг. ХХ в.).

В восточной части Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на "обабок" особым образом; при этом делалась "бабка" - десять снопов ставили житом наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары ("беспарный") ставили на "бабку" житом (созревшими колосьями) вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась.

В Смоленской и Тверской губерниях "обжинать" последний сноп - "бараду" заставляли девушку, которая срезала "пясточку" (горсть) колосьев и укладывала по кругу, делая так до тех пор, пока не сожнет весь оставленный на поле пучок.

При срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: "Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь" ; пелись песни.
Художник Исаак Левитан.Осень. Река, 1897
 (700x481, 82Kb)
Последний сноп - именинник, пожинальник, обжинок - делался большим и толстым, связывался специально сделанным "свиточком", либо опоясывался красной лентой (при этом не разрешалось перевязывать сноп, который сжала другая женщина (хотя запрещение не распространялось на пожилых женщин), так как "перевязывавшая, будто бы, "завяжет детей у сжавшей", иначе "спорынью в женщине завяжет" или сделает мужа "бесплодным" ; это относилось и к связыванию обычных снопов), украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами. Нередко снопу придавался антропоморфный вид.

Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в кумачный сарафан и головной убор, украшали ожерельями и бусами ; дожиночный сноп - именинник наряжали в сарафан и кокошник; привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки, надевали на него белую насовку (одежду типа сарафана) и кичку (головной убор); либо накидку . Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу и "имя": последний сноп, сделанный из ржи в виде человека и одетый в женскую одежду: "саян", рубаху, платок, называли Солохой; сделав из овса другую фигуру и надев на него мужскую одежду: штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей .
Художник Федор Васильев.Болото в лесу. Осень, 1871-1873
boloto (699x567, 144 Kb)
Иногда дожиночный сноп, имевший антропоморфный вид, назывался спорыньей , что происходило от традиционного образа спорыни, олицетворявшего собой удачу в работе.

Спорыньей также называли изготовленную в конце жатвы из сдвоенных колосьев особую куклу так как сам раздвоенный ржаной колос имел подобное название. Такой колос, найденный на поле, должен был обеспечить достаток хлеба в доме, поэтому его приносили в избу и клали в передний угол к иконам. Отсюда и приветствие, адресованное жнеям: "Спорынья тебе в дом!". Название спорыньи происходит от Спорыша (первоначально "спорыш" - двойное зерно или колос; "царь-колос"), являющегося в восточнославянской мифологии воплощением плодородия; его представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю, иногда вместе с Богом и раем.
Художник Абрам Архипов.Крестьянка, 1916
 (640x694, 146Kb)
С дожиночным снопом совершались различные обрядовые действия. Его использовали для гаданий: девушка собирала срезанные для последнего снопа "пясточки" (горсти) и складывала в общий дожиночный сноп, если все гости собирались парами, то считалось, что девушка в этом году выйдет замуж, если же "пясть" была лишней - то и девушка останется незамужней; иногда сжатые "грудки" овса собирались в сноп с пересчетом с помощью слов: "чет" и "нечет"; если в снопе оказывалась четное количество "грудок" овса, то считалось, что этот год семья проживет в полном составе; если же выпадал нечет (по поверьям, нечетное число предвещало убыль), то знали, что кто-нибудь в семье умрет или выйдет замуж.

Гадали не только по количеству пясток срезаемого хлеба, но и на снопе, связанном из последних сжатых колосьев, что делали, в основном, беременные женщины и незамужние девушки. Женщины, ожидавшие ребенка, садились на сноп и смотрели, кто подползет: если жук - то родится мальчик, мурашка - девочка. Девушки, сидя на снопе, тоже следили, если подползет "козявка" (какое-нибудь насекомое), это означало замужество. По зернам из дожиночного снопа гадали о посеве: из него брали три колоса, отдельно из каждого вылущивали зерна и зарывали в землю в укромном месте.
Если быстрее всходили зерна первого колоса, это означало, что лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго - средний, третьего - поздний.

Кроме гаданий со снопом совершались и другие магические действия. Так, на дожиночный сноп садилась хозяйка и приговаривала: "Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой" В Никольском у. Вологодской губ. женщина поднимала дожиночный сноп на голову и говорила: "Вот эдакий высокий расти овес на прок!" .
Художник Григорий Мясоедов. Осеннее утро, 1893
 (630x699, 190Kb)
В Белозерье по окончании жатвы последнего снопа, жница кланялась на все четыре стороны с приговором: "Овсяная жнивушка, отдай мне силушку на всю студеную зимушку!". В Чухломском, Кологривском уездах Костромской губ. и в Смоленской губ. дожиночный сноп брался женщиной, которая каталась с ним по ниве с просьбой о возвращении силы: "Нивка, нивка, отдай мою силку".

После срезания дожиночного снопа на поле часто устраивалась трапеза: участники садились, расстилали скатерть и ели (основной пищей была яичница или каша), при этом оставляли небольшой кусок хлеба, который несли за пазухой или в лукошке, а затем клали "Илье под бороду" .

"Одетый" таким образом сноп две женщины с песнями и плясками несли на помещичий двор, где одна из них, под исполнение песен, хлестала сноп веником, стремясь обеспечить урожай на будущий год, так как ритуальное магическое действие - хлестание и битье имеет продуцирующую функцию.
В Московской губ. последний украшенный сноп также приносился на барский двор и передавался барину за "выкуп" в виде угощения и мелких подарков; в данном случае сноп несла женщина, знающая все песни и умеющая бойко ответить на вопрос.

Украшенный различными способами, либо превращенный в чучело последний сноп несли с поля все дожинщицы вместе; сноп держали, подняв его кверху.
При внесении дожиночного снопа в избу, происходил ритуальный выгон насекомых, в особенности мух, из дома, что представляло собой "высылание их на небеса за снегом" .
Художник Ягодкина Татьяна
 (700x466, 170Kb)
Выгоняя насекомых из дома дожиночным снопом - ржаным или овсяным (а также ольховыми ветками, колосьями ржи, березовым веником, хранившимся в избе со времени троицко-купальских праздников), говорили: "Мухи, блохи, вон, хозяйка идет в дом! Ступайте, тараканы, клопы, вон, хозяйка идет в дом" ; "Кишьте, мухи, вон, идет хозяин (т.е. обрядовый сноп) в дом" ;"
При этом, последним снопом либо мели по полу, либо трижды делали крестное знамение в избе (или просто махали в воздухе).

Дожиночный сноп, вносимый в дом, вешали над умывальником, из которого жницы мыли руки, вернувшись после дожинок. Верили, что руки, вымытые таким образом, не будут болеть . Затем сноп помещали либо в самой избе - в передний угол ("красный", кут, под образа, под иконы, в "судки", на божницу, на "тябло"), на "полавошник", лавку; либо вне избы - на поветь, где он хранился до Покрова Богородицы, когда им "закармливали скотину с осени", т.е. с этого начиналось зимнее кормление скотины в хлевах: сноп раздавали по горсточке всем домашним животным и птицам: коровам, лошадям, овцам, свиньям, курам и т.д. с целью уберечь скотину от возможной зимней бескормицы, болезней и других бед и напастей.

Происходило это следующим образом: хозяйка вставала рано утром "до свету" и накрывала на стол: стелила скатерть, приносила холодец и хлеб, садилась и ела, так как закармливать скотину можно было только на сытый желудок. Затем отрезала по кусочку хлеба каждой скотине, брала с собой последний сноп - "бороду" и шла в хлев, где раскладывала хлеб по четырем углам, вставала на середину хлева и просила "хозяина", который "поставил скотинку на место (на зиму): "Хозяюшко - батюшко, хозяюшка - матушка, ставлю я милова живота - скотинку на всю студеную зимку. Вы ее пойте и кормите, теплом обогревайте и спать мистечко давайте!"
Художник Иван Похитонов. Жатва
 (699x503, 154Kb)
Произносила эти слова три раза, кланялась в четыре угла, после чего, молча, раздавала по горсточке из дожиночного снопа каждому животному. Здесь, как и в случае срезания колосьев для дожиночного снопа, сохранялся запрет на разговор . В некоторых местах дожиночный сноп хранили в сусеке до посева; зерна с этого снопа примешивали к семенам, которыми производился первый весенний сев.

Колосья, оставленные на "бороду" иногда срезались для вязания дожиночного снопа, который в некоторых северо-западных губерниях России также носил подобное название. Все ритуальные действия, производимые с последним снопом, были направлены на то, чтобы сохранить силу в самих колосьях, так как зернам дожиночного снопа придавалось особое значение - они должны были способствовать процветанию всего дома и хозяйства.
Праздник
История
Природа
Рубрики:  История слов
Легенды
Художник,фотограф
Праздник
Метки:  

Процитировано 14 раз

-KRASOTA-   -9% обратиться по имени Понедельник, 30 Августа 2010 г. 14:56 (ссылка)
Надеюсь,заинтересует.
С праздником!
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey1958   +1% обратиться по имени Понедельник, 30 Августа 2010 г. 17:15 (ссылка)
И Вас с праздником! Спасибо за интереснейший пост!
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина  18 0 0% обратиться по имени Понедельник, 30 Августа 2010 г. 18:30 (ссылка)
Эта межсезонная пора великолепна! не даром столько художников посвящали ей свои работы...
Ответить С цитатой В цитатник
Нина_Подольская_4  266 0 +4% обратиться по имени Понедельник, 30 Августа 2010 г. 19:35 (ссылка)
очень интересная информация, спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
pro100sergacheva  215 0 +1% обратиться по имени Понедельник, 30 Августа 2010 г. 23:30 (ссылка)
Спасибо, дорогая Ариночка, за прекрасный пост! Нет слов, чтоб выразить Вам моё восхищение... Забираю к себе в днев!
Ответить С цитатой В цитатник
pro100sergacheva  215 0 +1% обратиться по имени Понедельник, 30 Августа 2010 г. 23:40 (ссылка)
Вас тоже с Праздником! Всех Вам благ!!!
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   -9% обратиться по имени Вторник, 31 Августа 2010 г. 13:14 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Лена_Солнышко  158 0 0% обратиться по имени Вторник, 31 Августа 2010 г. 16:42 (ссылка)
Прекрасные работы! Спасибо, тебе.
Ответить С цитатой В цитатник

Комментировать Подписаться
Отписаться
К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: показать смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
Подписаться на комментарии
Подписать картинку

-->