О чем думаете?

 -Метки

Красавица акварель ангелы антиквариат архитектура афоризмы близко видео винтаж графика гумилев декаданс дети душа женский образ женщина живопись звери зима из книг иконы иллюстратор иллюстрации интересное в сети интересности история история вещей история красоты история слов камни картина дня картины кино китай книги королева костюм кошки красота куклы кумиры легенда легенды литература личность любовь мифология мифы мода москва музыка напитки народные промыслы натюрморт новый год обычаи отношения ошо память пейзаж позитив портрет праздник приметы природа притча притчи религия ретро ретроперсона ретрофото рождество романтика серебряный век символика символы сказка сказки сладости стиль стихи танец театр тест украшения философия фото фотограф фотографии фраза дня художник цвет цветаева цветочное цветы цитаты эго этикет юмор япония

 -Цитатник

Рортбукет/Рorte-bouquet - (18)

Рортбукет/Рorte-bouquet На балу времен даме требовался один необычный предмет – портбукет, то есть ...

Олени Санты - (2)

Олени Санты Включите музыку друзья! Считается, что Санта-Клаус передви...

Фотограф Анатолий Бедей/В греческом зале...:) - (12)

Фотограф Анатолий Бедей/В греческом зале...:) Фотографии Анатолий Бедей В греческом зале, в гре...

Иллюстрации от Pat and Robin DeWitt - (11)

Иллюстрации от Pat and Robin DeWitt Иллюстрации от Pat and Robin DeWitt [more=>>>>>>>] ...

Никола вешний/С Праздником! - (17)

Никола вешний/С Праздником! Святитель Николай Николай Угодник; Николай Чудотворец (ок. 270 — ок. 34...

 -Подписка по e-mail

 
Получать сообщения дневника на почту.

 -Стена

Квантовый_миг Квантовый_миг написал 05.11.2008 20:38:11:
Я не только дедушка уже 26 лет, но о прадедушка ( читайте окончание)...
LoraLarex LoraLarex написал 28.09.2008 11:28:26:
я вот напишу тебе - Хорошего тебе настроения! :) и думаю, что оно у тебя прибавиться!

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Настольные игры онлайн

Место
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
Очки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 62) ХоЧуНиМаГУ Сообщество_Творческих_Людей Неизвестная_Планета For_the_diary ПОИСК_ПРАВДЫ БагЛи Ретушь_фото СимПы_и_ПЧелки про_искусство В_К_У_С_Н_Я_Т_И_Н_А Эпоха_масок Простые_рисунки АРТ_АРТель Вопросы_модератору Парижское_кафе Читальный_зал Дом_Кукол Нефильтрованная_красота ФотоКрасота Архитектура_и_интерьер О_детях Pinacoteca леди_САМО_СОВЕРШЕНСТВО Арт_Калейдоскоп Милые_зверушки В_мире_Интересного Трокси Клуб_Художников-профессионалов нет_НАТО Женское_общество_фей Ветеринарный_кабинет СХЕМЫ_АВАТАРЫ_ФОНЫ _СТРАНА_ЧУДЕС_ Кошколюбам ЛиРу СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК Уголок_психолога Художники_ЛиРу Аниме_галерея СоЮЗ_ХУДОЖНИКОВ afisha_ru Art_to_live community_promo Fantasy_Art Fantasy_it_is_life FashionGuide Только_для_женщин Geo_club Georgia_always_on_my_mind MY_HIT Holy_Art hord Ресторанъ JAM_Music_Journal Japanese_Existence JMusic My_Xtina Группа_РАНЕТКИ-Сообщество shop-lens VneVizm WordsPicture zdravy
Читатель сообществ (Всего в списке: 21) BestMusic design_club Планета_Ночь Quotation_collection Ешь_худей_и_молодей АРТ_АРТель Мировой_инет Pinacoteca Мода_и_стиль_с_Сусловым СХЕМЫ_АВАТАРЫ_ФОНЫ Animatologiya AnimeBoom Art_to_live АртБазар MY_HIT latina-salsa Live__ART Vogue_In_Your_Life Wandelhalle WordsPicture This_is_Erotic

Чистый понедельник и Великий пост

Понедельник, 07 Марта 2011 г. 14:58 + в цитатник
Чистый понедельник - народное название первого дня первой недели Великого Поста. Говорили, что в этот день "ничто нечистое не должно ни входить в уста, ни выходить из уст".
Основное церковное значение этого дня - это приобщение к святому, размежевание с предшествующим временным периодом, с греховной масленичной неделей. В этот день пост был особенно строг. Предписывалось "сухоястие": не варили ничего горячего, употребляя только тертый хрен с квасом и солью. Встречаясь, крестьяне поздравляли друг друга с началом Поста: "Здорово заговелись на хрен, на редьку, на белую капусту".
 (700x551, 168Kb)
Художник Алексей Иванович Корзухин
Повсеместно в чистый понедельник было принято топить баню. Но мылись не только для очищения тела.Мытье символизировало очищение души после разгула Масленицы, ее обновление в преддверии поста и исповеди. Оно также служило границей, отделяющей Масленицу от поста.

Хозяйки, начиная с этого дня готовить постную пищу, "очищали" посуду от остатков скоромной: перемывали ее со щелоком, пережигали в печи, сковороды накаляли до красна, обваривали кипятком, а затем натирали речным песком. Иногда старую посуду разбивали, но чаще всю посуду, в которой готовили и из которой ели скоромное, выносили в погреб или кладовку, доставая "постные" горшки, миски и ложки, которые хранились для поста отдельно в течение всего остального времени года. Кое-где обязательно мыли также кадушку из-под питьевой воды, наполняя ее чистой ключевой или речной водой.Остатки скоромной пищи сушили, оставляя их до Пасхи в погребе, зарывая в закромах в пшеницу, или скармливали скоту и курам.
 (604x18, 0Kb)
Чтобы очиститься от съеденной скоромной пищи, существовал обычай "прополоскать зубы" водкой, которого чаще придерживались мужчины. Говорили: "У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть". В некоторых местах пожилые хозяева справляли так называемое "похмелье", в ходе которого напивались, веселились и "пропивали" своих детей, то есть договаривались о свадьбах.
В понедельник в некоторых местах парнями устраивались кулачные бои, которые также должны были способствовать "очищению" от скоромного, их называли "блины вытрясать" или "выколачивать лепешки".
Эти мероприятия были тесно связаны с предшествующим периодом, в народе их называли "тужилки по Масленице", т.е. сожаление о прошедшей Масленице, а по сути они были ее продолжением и завершением.

Особенное пограничное значение Чистого понедельника, отделявшего период мясоеда от безвременья поста, видно из следующего обычая. Во Владимирской губ. с вечера Прощенного воскресенья зеркала в домах завешивались, закрывались платком, подобно тому, как если бы в доме находился покойник.Крестьяне говорили: "Посмотреться в Чистый понедельник в зеркало, все одно, что поглядеть на покойника".
 (604x18, 0Kb)
Великий Пост - установленный церковью семинедельный период строгого воздержания, покаяния и молитвы, время духовного совершенствования.
Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего.

Великий Пост состоит из Святой Четыредесятницы - 40 дней, посвященных памяти молитвенного поста Иисуса Христа во время его пребывания в пустыне, Лазаревой субботы (памяти воскрешения Христом Лазаря), Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) и шести дней Страстной недели.

Особенно важными в народе считались начало, середина и конец поста (первая, четвертая и седьмая недели). Начало тяготело к Масленице и было связано с идеей очищения от масленичного разгула. Середина отмечалась как приближение Пасхи. Обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья - Пост - и периодом возрождения и обновления жизни и природы - Пасха.

На время Великого Поста приходились многочисленные обряды кликания весны, подготовки и проведения пахоты и сева.
Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг (Средокрестие) на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе.
 (604x18, 0Kb)
В жизни русской деревни Великий Пост был особым временем. С его началом менялся привычный ход жизни и внешний облик деревни. Крестьяне надевали скромную, траурную, одежду; прекращались молодежные посиделки, запрещались гуляния; пение песен, игра на музыкальных инструментах считались грехом; не было свадеб, гощений и больших празднований. Даже похороны проводились скромнее. У старообрядцев Сибири на поминальный стол ставили не более трех блюд, в том числе оладьи, при приготовлении которых сковороду мазали не маслом, а огарком свечи.

Регламентировалась жизнь каждой крестьянской семьи. Вводились строгие ограничения в пище: скоромного - мяса, рыбы, молока, яиц и т.п. - не давали даже маленьким детям и больным. В некоторых старообрядческих селах в дни Великого Поста матери уменьшали дозу кормления грудных детей, подкармливая их постной "жеванкой" или "тюрей" - разжеванным хлебом.

Повсеместно крестьяне верили, что грех за употребление скоромного - молока - ложится не на младенца, а на его мать, поэтому крестьянки старались кормить ребенка грудью не более пяти - шести постов. Нарушение поста считалось не только страшным грехом, но и могло повлечь за собой божественное наказание: болезнь или травму. Основой каждодневного пищевого рациона были ржаной хлеб, щи, каши на постном масле, репа, картофель, соления, кисели, квас, моченые ягоды и т.д., при этом наиболее верующие ели только два раза в день, а по средам, пятницам и на последней неделе поста - один раз, и то, только хлеб с водой.Во многих местах в течение всего поста или в наиболее чтимые его дни запрещалось есть растительное масло, а старообрядцы также считали грехом употребление чая и сахара.
 (604x18, 0Kb)
Строгий запрет налагался церковью на супружеские отношения. По народным представлениям, муж не должен был спать с женой в период поста еще и потому, что от этого могли родиться больные или малоумные дети.
За соблюдением запрета следили священники, часто налагавшие епитимью на того хозяина, в чьей семье в начале зимы появлялся на свет ребенок, зачатие которого, за вычетом девять месяцев из даты рождения, приходилось на период Поста.

Непременным атрибутом постного времени было хождение в церковь к исповеди, но, зачастую, крестьяне исповедовались в течение поста только два раза: на первой неделе и на последней перед Пасхой, Страстной неделе, вторая исповедь считалась наиболее важной.
Особенно тщательное соблюдение таких церковных предписаний постного времени, как покаяние, забота о душе, хождение на богомолье к святым местам, долгие молитвы и особенно строгий пост, приходилось на долю стариков, по своему статусу приближенных к Богу, ожидавших скорого свидания с Ним после смерти, и людей "заветнувшихся", т.е. давших обет по случаю какой-нибудь болезни или несчастья.

Великий Пост являлся важным хозяйственным периодом, на него обычно приходилось начало нового хозяйственного сезона, подготовка и проведение земледельческих работ - сева и пахоты. С началом поста женщины садились за кросна, сначала ткали, а затем белили холсты, которыми за пост надо было запастись на весь будущий год.
Мужчины занимались заготовкой дров и леса для построек, витьем веревок, починкой сельскохозяйственного инвентаря, ограждений вокруг полей и выгонов и т.п.
 (604x18, 0Kb)
Первая неделя Поста называется неделей Православия. На протяжении ее верующие строгим постом, посещением церковных служб и сосредоточением в молитвах подготавливают себя к исповеди и причастию. С понедельника и последующие четыре дня в церкви читается покаянный канон Андрея Критского, состоящий из длинных покаянных стихов, на каждый из которых поется: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" (мефимоны).
 (450x690, 137Kb)
До революции в городах на первой неделе школьники не учились, посещая каждый день церковь. Многие крестьяне в начале поста отправлялись на богомолье к святым местам. В пятницу первой недели на литургии после заамвонной молитвы священником благословлялось "коливо" - кушание из риса с сахаром и сладкими фруктами.
Это делалось, по церковному поверию, в память св. великомученника Феодора Тирона, который, явившись во сне константинопольскому епископу, предостерег христиан от вкушения в этот день пищи, окропленной по повелению императора Юлиана Богоотступника идоложертвенной кровью.
 (604x18, 0Kb)
В этот день крестьяне южнорусских губерний освящали в церкви мед -"кутью", а в субботу пекли блины и ели их с освященным медом и маслом. Кутья и блины являются поминальным блюдом (в церкви субботы первых четырех неделей Великого Поста считаются днями поминовения умерших) и в тоже время были последним отголоском прошедшей Масленицы. В первой половине 19 в. в Туле в конце первой недели устраивались кулачные бои, которые были запрещены специальным повелением губернатора, в конце века на их место заступили первые весенние гусиные и собачьи бой.

В воскресенье, которое называется Феодоровым (в память Феодора Тирона) и "Соборным", в церквях отмечается "торжество православия" (давшее название всей неделе).
Порядок богослужения (чин) торжества православия был узаконен в Византии в IX в. в честь победы над иконоборческой ересью и восстановления почитания святых икон. Русская православная церковь праздновала Соборное воскресенье как победу слова Христова и утверждение христианства среди славян.
Перед литургией устраивался специальный молебен об обращении всех отступивших от православия и соблюдении в нем всех верующих, а также провозглашалась анафема (отлучение от церкви) врагам православия; в завершение священнослужители и верующие молились о здравии царской фамилии и всех живых христиан и об упокоении и вечной памяти всех умерших.

До революции для совершения этого молебна все духовенство города собиралось в главный собор. По народной этимологии, от этого воскресенье и получило название "Соборное" или "Сборное".
В Московской губ. его отмечали еще и тем, что выпекали особый "сборный" хлеб, смешивая ржаную, овсяную и ячменную муку.
 (604x18, 0Kb)
В 17 в. в Москве при исполнении богослужения Торжества православия совершался перенос наиболее почитаемых икон из всех церквей и монастырей столицы в Успенский собор. На Соборной площади Кремля собиралось все высшее духовенство. Тем временем царь в сопровождении бояр обходил с крестным ходом все кремлевские церкви и соборы. Когда процессия приближалась к Успенскому собору, царю навстречу выходил патриарх, благословлявший пришедших и приглашавший их в собор.
Хор начинал петь "многие лета" царю, на колокольне Ивана Великого ударял колокол, все церкви Москвы отвечали ему перезвоном, заслышав которой многочисленные крестные ходы из кремлевских храмов начинали стекаться к Успенскому собору. Чин православия служил сам патриарх.

Во время службы, при упоминании имени того или иного святого, икону с его изображением выносили из алтаря и подносили для целования патриарху и царю. В завершение службы патриарх выходил к западным дверям собора, где священнослужители из других церквей с иконами в руках выстраивались в кругу. Патриарх кадил иконы и целовал каждую их них, после чего святыни разносили по церквям. В этот же день иконы омывали святой водой и губкой и возлагали на них чистые "одежды" - полотенца.
Данный богослужебный чин был известен на Руси с XI в., в царствование Петра I он был значительно урезан и упрощен, а в 1767 году его окончательно отменили, заменив молебном, описанным выше.
 (604x18, 0Kb)
Вторая и третья неделя не считались особенно важными и не были отмечены обрядами, третья даже называлась в народе "Безымянной" (по церковному календарю она начинается с воскресенья св. Григория Паламы).
В субботы, приходящиеся на 2, 3 и 4 неделе, признавались церковью как родительские, предназначенные для поминовения умерших.
Пятница на третьей неделе в некоторых места получила название "обжорной": в Буйском уезде Костромской губернии зять в этот день приглашал тестя с тещей на угощение: кисель с конопляным маслом.

На четвертую неделю приходится середина сорокадневного поста, что предопределило ее особое значение. В ночь на воскресенье, которое ей предшествует, на всенощной после великого славословия из алтаря через царские врата выносят запрестольный крест. Его кладут на аналой посреди церкви и оставляют лежать до пятницы для поклонения верующих.
Поэтому неделя называлась "Крестопоклонной". Данное действие совершается, как его поясняет церковь, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа и укрепить постящихся к продолжению поста. Так как середина Великого Поста приходится на среду, народ дал ей и другое название четвертой неделе - "Средокрестная".
 (699x584, 155Kb)
Пятая неделя - Похвальная. В четверг в церкви на утрене совершается так называемое стояние в честь св. Марии Египетской: прочитывается весь покаянный канон св. Андрея Крицкого и канон в честь св. преподобной Марии Египетской, которая была раскаявшейся великой грешницей.
Делается это для того, чтобы указать грешникам пример покаяния. В субботу этой недели церковью установлено моление к Пресвятой Богородице, называемое акафистом или похвалою, от которого неделя и получила свое название. Похвала была установлена византийской церковью в благодарность Богородице за неоднократное спасение ею Константинополя от врагов (первое из которых состоялось на пятой неделе Поста).
Кроме того, назначение акафиста в утверждении надежды кающихся на небесную Заступницу, Пресвятую Богородицу.

Народная этимология связывала название недели - "похвальная" - с явлениями совершенно другого порядка. Пятая неделя поста совпадала с началом весны, признаки и проявления которой зорко подмечали крестьяне и говорили: "На похвальной неделе сорока яйцом похваляется".
 (604x18, 0Kb)
Шестая неделя, Неделя ваий или Вербная, в пятницу которой заканчивается Четыредесятница, предшествовала празднику Вход Господен в Иерусалим, название неделе дал обычай в этот день освящать в церкви ветки вербы (см. Вербное воскресенье).

Седьмая неделя Великого Поста называется Страстной, и является отдельным наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа, его пленения и распятия ; следующее за ней воскресенье - Пасха.
Религия
История
Рубрики:  История слов
Художник,фотограф
Религия
Сладости,напитки
Метки:  

Процитировано 35 раз
Понравилось: 8 пользователям

probuzhdennaya   0% обратиться по имени Понедельник, 07 Марта 2011 г. 15:11 (ссылка)
Благодарствую!
Ответить С цитатой В цитатник
Anonimushka  84 0 +1% обратиться по имени Понедельник, 07 Марта 2011 г. 15:12 (ссылка)
Спасибо! Очень интересно и особенно полезно в начале Великого поста.
Благодарю!
Поздравляю с началом поста!
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   -1% обратиться по имени Понедельник, 07 Марта 2011 г. 15:17 (ссылка)
probuzhdennaya,
Anonimushka,
Храни вас Господь!
С началом поста!
Ответить С цитатой В цитатник
gemchuginkaI  158 0 +3% обратиться по имени Понедельник, 07 Марта 2011 г. 15:25 (ссылка)
СПАСИБО,МИЛАЯ!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 07 Марта 2011 г. 15:39ссылка
Перейти к дневнику

Понедельник, 07 Марта 2011 г. 16:16ссылка
Очень интересно. Поздравляю с началом поста.
Перейти к дневнику

Понедельник, 07 Марта 2011 г. 16:35ссылка
Оксана_Лютова  783 0 +1% обратиться по имени Понедельник, 07 Марта 2011 г. 20:17 (ссылка)
Спасибо Арина, очень доступно и понятно изложен материал... Я как-то не вникала сама в подробности...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 07 Марта 2011 г. 22:54ссылка
Пожалуйста)
Мне и самой некоторые детали были интересны,про чистый понедельник мало знала.
Весенняя_рапсодия  278 0 -1% обратиться по имени Вторник, 08 Марта 2011 г. 00:00 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Бабушкасдедушкой  12 0 -2% обратиться по имени Вторник, 08 Марта 2011 г. 01:24 (ссылка)
Да!Оказывается я уже нагрешила...Увы(
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   -1% обратиться по имени Вторник, 08 Марта 2011 г. 11:17 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Морозова  102 0 0% обратиться по имени Вторник, 08 Марта 2011 г. 20:00 (ссылка)
Спасибо за пост.С праздником!
Ответить С цитатой В цитатник
ЖКХомо  7 0 0% обратиться по имени Четверг, 10 Марта 2011 г. 02:30 (ссылка)
Ты - есть Бог...
цитата)))
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   -1% обратиться по имени Четверг, 10 Марта 2011 г. 09:23 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник

Комментировать Подписаться
Отписаться
К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку

-->